"ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Описание образовательной программы
Аннотация к образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»
1. Название программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
2. Авторы программы
Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».
Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова.
Васильева Маргарита Александровна — Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).
3. Текущий статус программы
Данный вариант проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» опубликован в рамках общественного обсуждения примерных программ. На сегодняшний день не полностью сформирована нормативно-правовая база для создания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. После разработки и официального опубликования Министерством образования и науки РФ соответствующих нормативно-правовых документов в программу будут при необходимости внесены соответствующие изменения.
4. Наличие или отсутствие в программе ссылок на законодательные и др. нормативные документы федерального уровня
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
5. Главная цель программы
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
6. Структура программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный
Целевой раздел представлен:
- пояснительной запиской, где описаны: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, отличительные особенности Программы, перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы;
- планируемыми результатами освоения программы представлены в виде целевых ориентиров;
- системой оценки результатов освоения Программы.
Содержательный раздел:
- содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до года (младенческий группа, где определены:
* задачи воспитания и обучения;
*воспитание при проведении режимных процессов;
* воспитание в играх – занятиях (развитие восприятия, развитие речи, развитие движений, развитие действий с предметами, музыкальное воспитание, игры-развлечения)
- содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста, где определены:
* задачи воспитания и обучения;
*воспитание при проведении режимных процессов;
* воспитание в играх – занятиях (Развитие речи, приобщение к художественной литературе, развитие движений, подвижные игры, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальное воспитание, праздники, музыкальные игры, развлечения)
- образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы представлена по пяти образовательным областям, в каждой образовательной области обозначены основные цели и задачи, определено содержание психолого-педагогической работы по пяти возрастным категориям (вторая группа раннего возраста – от 2 до 3 лет, младшая группа – от 3 до 4 лет, средняя группа – от 4 до 5 лет, старшая группа – от 5 до 6 лет, подготовительная группа – от 6 до 7 лет) :
* образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (- социализация, развитие общения, нравственное воспитание; - ребёнок в семье и обществе; - самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; - формирование основ безопасности) ;
* образовательная область «Познавательное развитие» (- формирование элементарных математических представлений; - развитие познавательно-исследовательской деятельности; - ознакомление с предметным окружением; - ознакомление с социальным миром; - ознакомление с миром природы) ;
* образовательная область «Речевое развитие» (- развитие речи; - приобщение к художественной литературе) ;
* образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (- приобщение к искусству, - изобразительная деятельность, - конструктивно-модельная деятельность, - музыкальная деятельность) ;
* образовательная область «Физическое развитие» (- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; - физическая культура)
- описание форм, способов, методов и средств реализации Программы:
* психолого-педагогические условия реализации программы (- особенности общей организации образовательного пространства; - роль педагога в организации психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, формирования доброжелательных, внимательных отношений, развития самостоятельности, создания условий для развития свободной игровой, познавательной и проектной деятельности, для самовыражения средствами искусства, для физического развития)
- взаимодействие детского сада с семьёй (выделены основные цели и задачи, основные направления и формы взаимодействия с семьёй)
- коррекционная и инклюзивная педагогика (-инклюзивная практика в группах комбинированной направленности; - особенности организации образовательного процесса;- принципы построения образовательного процесса; - алгоритм выявления детей с ОВЗ; - формы получения образования для детей с ОВЗ; - адаптированная образовательная программа; - организация деятельности групп комбинированной направленности; - мониторинг инклюзивного образовательного процесса
- коррекционная работа в ДОО (по пяти образовательным областям)
Организационный раздел представлен описанием:
- примерного распорядка дня детей от 2 мес. до 1 года (-примерный режим дня)
- примерного распорядка дня детей 1- 2 лет (- примерный режим дня; - оздоровительно-закаливающие процедуры)
- примерного распорядка дня детей от 2 лет до школы (- примерный режим дня; -особенности организации режимных моментов; - физкультурно-оздоровительная работа; - проектирование воспитательно-образовательного процесса)
- культурно-досуговой деятельности (особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий) от второй группы раннего возраста до подготовительной к школе группы
- условий реализации программы, где описаны особенности организации предметно-пространственной среды, материально-технического обеспечения программы, кадровые условия реализации программы
- финансовых условий реализации программы
- рекомендаций по написанию основной программы ДО
7. Возрастные категории детей, на которые ориентировано содержание программы
Программа выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного детства: от 2 месяцев до года (младенческий группа, вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет, младшая группа (от 3 до 4 лет, средняя группа (от 4 до 5 лет, старшая группа (от 5 до 6 лет, подготовительная группа (от 6 до 7 лет) .
8. Отличительные особенности программы
1) Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
2) Патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
3) Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
4) Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.) ; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
5) Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
6) Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.) .
7) Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой Программы является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
8) Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка
В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное 13 развитие» выделен тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
9) Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы)
К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа) ; ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста) ; дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малы- шей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.
10) Простота введения вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса) — учитывать видовое разнообразие образовательной организации, приоритетные направления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная часть должна соответствовать ФГОС и не противоречить целям и задачам про- граммы «От рождения до школы».
11) Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу приложением, посвященным игре.
12) Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
13) Технологичность программы
Большим преимуществом Программы является ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовки педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально- технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.
14) Наличие приложения с подробными перечнями
Все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.
9. Преимущества программы
К преимуществам Программы следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа) ; ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста) ; дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории
10. Охват особых категорий детей
Программа содержит раздел коррекционная и инклюзивная педагогика. Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных учреждений с технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.
11. Своеобразие Программы
Программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования) ;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала) ;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
12. Содержание методических рекомендаций по разработке вариативной части образовательной программы дошкольной образовательной организации
Программа содержит рекомендации по разработке вариативной части образовательной программы ДОО.
13. Наличие мониторинга достижений детей
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
14. Содержание методических рекомендаций по организации работы с родителями воспитанников
Одним из важных преимуществ Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов»
15. Содержание методических рекомендаций для родителей детей, не посещающих детский сад
Пособия «Школы Семи Гномов» способствуют развитию совместного общения взрослого и ребенка, стимулируют понимание родителями своих детей. Родительская страничка, представлена в каждом пособии.
16. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
• Программа;
• комплексно-тематическое планирование;
• пособия по управлению и организации работы в дошкольной организации;
• пособия по инклюзивному образованию;
• пособия по работе психолога;
• методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка;
• наглядно-дидактические пособия;
• рабочие тетради;
• комплекты для творчества;
• вариативные парциальные (авторские) программы;
• электронные образовательные ресурсы.
Подробный перечень пособий представлен в Приложении к Программе.
17. Требования, предъявляемые программой к профессиональной подготовке педагогов
Требования к кадровым условиям реализации Программы включают: 1) укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками; 2) уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников Организации; 3) непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников Организации
18. Материально-технические условия
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Программа не предъявляет специальных требований к оснащению, материалам, оборудованию, инвентарю — для реализации Программы не требуется какого-то особого нестандартного оснащения. Программа может быть реализована на имеющейся у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.
19. Программа содержит примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по её реализации.
20. Доступность программы для использования в массовой практике
Программа доступна для использования в массовой практике: включена в «Навигатор образовательных программ дошкольного образования».