Педагог- логопед Гимбатова Суйдух Камиловна.
Речь ребёнка не возникает
сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С
момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно,
произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить
грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.
10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
/рекомендации учителя – логопеда/
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра,
прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите"Что он делает?" вместо «Он играет?»
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
- Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесетих отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
- Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьтецвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
- Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Рекомендации логопеда
для родителей детей младшего возраста
Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно,
путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить
большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на
правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и
нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по
достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас
должно насторожить, если ребенок:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение слюны;
- не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
- говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
- употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный
повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду .
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по
мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое
нарушение.
Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические
обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние
речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной
норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы
и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах
неблагополучия.
Постараемся выделить те мероприятия, которые
должны выполнять
родители, желающие слышать чистую речь
детей.
Итак:
- ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
- критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
- обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
- большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
- посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
- через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
- в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
- Рекомендации
логопеда для родителей детей старшего возраста
Уважаемые папы и мамы!
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
- Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
- У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
- правильно произносить все звуки языка;
- выделять первый и последний звук в слове;
- разделять слово на слоги;
- определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
- придумывать слова на заданный звук;
- сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
- повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
- определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
- Важно выяснить:
- насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
- насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
- что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
- сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
- может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
- Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
- Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
- Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
- Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
- В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
- Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Организация
проведения артикуляционной гимнастики
И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти занятия правильно и
чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут видимые результаты!!!
Нарушение звукопроизношения и его коррекция
в условиях дошкольного логопункта.
* Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на
каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка
весь мир – новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не
переборщите!).
* Основная деятельность ребенка – игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите
и ободряйте его.
* Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка –
"сюсюкать" с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать
правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у
ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное
произношение.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в
возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические)
нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью
речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения
преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс
мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с
малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая
работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению
ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового
анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения,
характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть
обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и
расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и
тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью
межанализаторных связей.
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.
Обычно нарушаются
следующие группы звуков:
свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ
шипящие – Ш, Ж
аффрикаты – Ц, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
звонкие согласные
мягкие согласные
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение
звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое
нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или
полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
· искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
· отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
· замена одного звука другим (колова)
Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:
· полное неумение произнести звук
· правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в
спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука
· смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию,
т.е. нарушение дифференциации звуков
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная
сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут
правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается.
Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (
нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо
вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема
(звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности
фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат
разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются
фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова
(рак – лак).
В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы
искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.
Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду
определить методику и характер коррекционной работы с детьми в условиях
логопункта.
Учитель-логопед
Формирование у детей грамматически правильной ,
лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей
системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ д/с №21.
В основу работы положены дидактические принципы: от простого к сложному,
последовательность и системность при изучении материала.
Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к
активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического
недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.
Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью
идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так
важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её
чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем
шире его возможности в интеллектуальном развитии.
Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период
обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и
недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит мы
обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до
поступления в школу.
ПОМНИТЕ:
- Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
- Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
- Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
- Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
Будьте
терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!
Зачем нужен логопед?
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы
развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы,
различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите:
И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?
Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву
Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается
логопед.
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы
развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы,
различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый
папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился
в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в
детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю,
географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет
путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка,
у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые
помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и
интеллектуальные возможности.
Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все
возникающие трудности.
Этапы освоения речи ребенком
Речь –
сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие
психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство – первый период психического
развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так
как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и
качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая
начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением
деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется
общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь,
стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.
Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую,
планирующую, регулирующую и знаковую.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка
наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может
нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом
активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника
узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается
от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное
средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность.
Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок
учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ
решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством
познания. Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании
литературных произведений, подчинении инструкциям взрослого. Складывается
планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и
интеллектуальных задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как
абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и
освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития: ребенок
правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки для освоения
грамоты. Ребенок готов идти в школу.
Работа
родителей с детьми дома.
Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный
материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков,
формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков.
Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры. Занятия
проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию.
При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие
в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу все хорошо
получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких
случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не
получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному
материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось. Всю работу по формированию
правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, обращаются
при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с
детьми слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие качества и свойства
предметов, слова, обозначающие различные действия. Если рисунки задаются на
дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала через
кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с
одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая
стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали
домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес
к учебной деятельности.
Роль
пальчиковых игр в развитии речи
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев
рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же
развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки –
орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения
двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой
зоной мозга.
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук
достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы
подготавливает почву для последующего формирования речи.
Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление
речи, но и на формирование психических процессов. Работа по тренировке тонких
движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а
также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей. Если даже
речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии
у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то
на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики
рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на
профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:
- Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..
- Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
- Игры с бумагой(плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).
Советы логопеда:
- развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д. /li>
- разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».
- каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
- чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
- говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- используйте упражнения для развития мелкой моторики.